Подготовка к таинству крещения
«Прошло то время, когда мы,
радуясь самому желанию принять Святое Крещение,
откликались на него незамедлительно.
Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству,
какие обязательства он принимает на себя,
становясь членом Церкви;
надо пояснять и крестным родителям,
какую ответственность они берут,
воспринимая младенцев из купели Крещения»
(патриарх Кирилл)
Необходимость Оглашения
Потому и поставлено у Господа Промыслителя законом: всем всюду проповедовать, да покаются. (Деян.17.70). Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10.17).
В апостольское время крещение следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа без предварительной подготовки. Для христиан из иудеев такая подготовка была ненужной, а что касается христиан из язычников, то ее заменяла апостольская проповедь. Когда прошло исключительное в истории Церкви время апостольской проповеди, от желающих вступить в Церковь стало требоваться предварительное обучение. Это обучение имело в виду не только научить желающих вступить в Церковь основным истинам веры, но и убедиться в искренности их веры и в действительности их покаяния. Необходимость предварительного испытания (dokimasia) стала особенно настоятельной со времени гонений, когда стали появляться в значительном количестве «падшие» (lapsi). Постепенно в Церкви возникла дисциплина оглашения, задачей которой была всесторонняя подготовка лиц, желающих вступить в Церковь.
Срок пребывания в разряде оглашенных колебался в зависимости от эпохи, но с III века наиболее обычным сроком пребывания было два или три года. Однако это время могло быть удлинено или сокращено, так как пребывание в разряде оглашенных, по выражению Ипполита Римского, определяется не временем (chronos), а поведением (tropos). Так, например, Эльвирский собор удлинил для жрецов время пребывания в разряде оглашенных до трех лет, вместо обычных двух лет. Наоборот, болезнь могла сократить срок пребывания в разряде оглашенных.
По окончании установленного срока обучения оглашенные подвергались испытанию, которое касалось не только знания, которое ими было усвоено, но и всей их жизни. У Ипполита говорится, что должна быть исследована жизнь тех, кто избран к крещению: «Жили ли они благочестиво, когда они стали оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли больных и совершали все добрые дела». Это испытание жизни производилось на основании свидетельств тех, кто их приводил в Церковь. В Риме оно происходило за три недели до Пасхи, а в других местах за шесть или семь недель.
После крещения обучение не прекращалось, а продолжалось и состояло главным образом в изложении учения о таинствах. «После же святого и спасительного дня Пасхи, а именно с понедельника в последующие дни седмицы ежедневно по окончании службы Божией приходя на сие святое место, если благоизволит Бог, будете слушать иные огласительные слова; и в них снова объяснены вам будут причины каждого совершаемого действия, представлены доказательства на сие из Ветхого и Нового Завета…»
В средние века необходимость в оглашении отпала сама собой, т. к. люди рождались уже в семье с христианским укладом жизни и человеку с молоком матери входили нормы христианской жизни.
В советское время , время гонений оглашать, проповедовать было запрещено, крестить, слава Богу, иногда удавалось.
Но когда сегодня открыты двери храмов, есть возможность проповедовать, мы ссылаемся на практику советского времени – это получается не совсем логичным и верным.
Крещение – это таинство дверь для остальных таинств.
Оглашение — неотъемлемая часть крещения.
Оглашение единственная возможность (если хотите) заставить человека послушать церковное учение.
Когда еще предоставиться возможность научить человека? На исповеди? На отпевании? В другое время? Человек не придет.
Люди прошедшие оглашения благодарят нас за занятия и желают узнать еще больше.
Добро пожаловать на Огласительные беседы перед Крещением
(146)